Уголки экспериментирования своими руками


Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками



| | | Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников

Авторы: Л. Г. Ступикова, Ю. В. Толкачева, С. А. Кордович.

Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно-развивающей среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным требованиям и принципам, таким как:

  • принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;
  • принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;
  • принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему гармоничному развитию личности детей.

В группах для детей с ТНР развивающая среда должна быть построена таким образом, чтобы максимально способствовать развитию речи детей.

В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование
непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.

Кроме того, создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была
комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации
определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью
мебели или воздушного зонирования. Некоторые из центров имеют своего радушного хозяина, способного многому
научить детей.

Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников в развивающей среде группы. Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Ключевым персонажем речевого уголка мы сделали игрушку. Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребенка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Центральным персонажем стал веселый Дракоша — хозяин речевого уголка. Дракоша живет в речевом уголке, он всегда рад гостям и помогает детям научиться выполнять артикуляционные упражнения. У игрушки есть яркий подвижный
язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики.

Эта игрушка изготовлена из обычной поролоновой губки, которая предназначена для надевания на руку, и с помощью руки может открывать и закрывать рот. В рот мы вшили язык из ткани, внутри которой поместили обычный пластилин, благодаря чему язык может принимать различные формы и демонстрировать упражнения артикуляционной
гимнастики.

Вместе с Дракошей дети учатся правильно выговаривать звуки, различать  их на слух и в произношении. Вместе с ним дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед зеркалом. Также Дракоша может придумывать для детей разные увлекательные игры со звуками и словами.

Помогает Дракоше придумывать новые и интересные задания второй персонаж уголка — Бабочка. Это авторское дидактическое пособие, разработанное педагогическим коллективом группы, которое уже стало незаменимым помощником в работе с детьми над лексическими темами и формированием грамотной речи детей. На крыльях бабочки очень удобно размещать различные задания, которые дети могут выполнять во второй половине дня совместно с воспитателем или в самостоятельной деятельности.

Бабочка изготовлена из плотного картона и обклеена самоклеющейся пленкой. У нее четыре крыла, соединенные
между собой как страницы в книге, таким образом, получаются три разворота крыльев, на каждом из которых мы помещаем определенные задания.

На первом развороте крыльев мы разместили два прозрачных кармашка (файлы формата А5), в которые можно вставлять карточки-картинки.

На одной стороне мы помещаем карточку с изображением предметов и объектов по лексической теме, над которой работаем в данное время, на другой стороне — карточку с изображениями людей, профессии которых связаны с
данной лексической темой. Эти карточки меняются каждую неделю. Внизу прикреплены значки, обозначающие те задания, которые дети могут выполнить, используя картинки по теме:

  • «Сосчитай до пяти» (один стол, два стола…)
  • «Слова-признаки» (стол деревянный, тяжелый, светлый…)
  • «Слова-действия» (столяр пилит, чинит, стругает…)
  • «Один — много» (стол — столы, шкаф — шкафы…)
  • «Много» (шкаф — много шкафов, диван — много диванов…)
  • «Составь предложение» (Ваня купил в мебельном магазине деревянный шкаф.)
  • «Жадина» — употребление существительных с местоимениями мой, моя, мои (мой стол, моя кровать…)
  • «Назови ласково» (стол — столик, кровать — кроватка…)
  • «Скажи наоборот» (новый стол — старый стол, тяжелый — легкий…)

На втором развороте также есть два прозрачных кармашка. В один из них мы помещаем картинно-графическую схему для составления рассказа по отрабатываемой теме. Во второй кармашек помещается картинка, по которой дети составляют предложения с предлогами.

Схематичное изображение предлога, отрабатываемого на данной картинке, помещается под карманом. Также на этом развороте можно расположить картинки с рожицами-эмоциями (они прикрепляются к бабочке «липучками»). С помощью этих картинок дети могут выполнить мимическую гимнастику, попробовать составить предложение и сказать его с соответствующим эмоциональным окрасом.

Третий разворот — это работа с буквами и звуками. В прозрачные кармашки помещаем картинку с буквой, которую проходим в данный момент, стишок про эту букву, картинки, на которых нужно найти все предметы со звуком, соответствующим данной букве, и т. д. Также на данном развороте представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые дети могут выполнить перед зеркалом. Задания постоянно обновляются, они крепятся с помощью «липучки».

Третий герой — птица Говорун, с помощью которой дети могут проконтролировать свою речь. Птица умеет повторять короткое высказывание. Таким образом, ребенок может услышать себя со стороны. Птица Говорун — хранитель речевых игр, в которые любой ребенок может поиграть самостоятельно или с помощью воспитателя.

В речевом уголке расположились игры и пособия:

  • Для развития физиологического и речевого дыхания.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением. Для обучения детей длительному плавному выдоху мы оборудовали в речевом уголке полочку «Дуй, ветерок». Здесь доступно для детей разместили дыхательные тренажеры, также изготовленные руками взрослых: «Аквариум», «Обезьянки», «Задуй свечу» и т. д.

  • Пособия для развития мелкой моторики: картотеки с упражнениями на развитие пальчиковой моторики (например, игра «Золушка», в которой нужно разложить в две емкости бусинки, пуговицы с помощью пинцетов или китайских палочек), сухой пальчиковый бассейн, шнуровки, обводки.
  • Картинки к артикуляционным упражнениям.
  • Игры на развитие высших психических функций: разрезные картинки, домино, «Четвертый — лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.
  • Игры на развитие фонематического слуха, на автоматизацию звуков, совершенствующие грамматический строй речи, направленные на развитие связной речи, помогающие обучению грамоте.

Все игры постоянно обновляются.

Занятия в центре речевого развития воспитатель проводит во второй половине дня по заданию учителя-логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках, составляются предложения и небольшие рассказы с этими словами.

В свободной игровой деятельности дети самостоятельно занимаются в центре: делают гимнастику для языка,
играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.

Центр художественного слова (книжный уголок).

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).

Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Строительный центр содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе
для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.

Центр науки (исследовательский центр). Хозяйки этого центра — птички-невелички, которые приносят детям новые задания и наблюдают за их работой. В данном центре размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Центр сенсорного развития. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки,
катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых
анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

Центру искусств отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное
время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь,
дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой
выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию
мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми
атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные
средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает центр «Петербурговедение» — незаменимый проводник в мир истории и культуры Санкт-Петербурга с представленным разнообразным иллюстративным, дидактическим материалом. Расположенные в этих уголках дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность
в двигательной активности. Это также очень важно в работе с детьми с ТНР.

Центр занимательной математики — удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска, фланелеграф. Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью.

Для игр по интересам и половым различиям мы создали центры для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Мы будем очень рады, если вы, уважаемые педагоги, воспользуетесь нашими материалами и разработками! Желаем вам успехов в профессиональной деятельности!

Материал предоставлен , октябрь 2013 г.


Источник: http://deti-club.ru/predmetno-razvivayushhaya-sreda-gruppy-kak-sredstvo-razvitiya-ustnojj-rechi-doshkolnikov


Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками

Уголки экспериментирования своими руками