Модели из потолочки своими руками


Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками





В качестве чертежей для расчета всех размеров и формы деталей использовал вид в трех проекциях с википедии:

 

Вообще это схема от Ла-7 (изначально я именно его и задумывал), но из внешних различий у этих двух самолетов - только перенесенный назад радиатор на брюхе, который у меня отсутствует. Я даже и сейчас периодически называю свою модель то Ла-5, то Ла-7.

Также мне была неясна точная форма поперечных сечений в разных частях самолета, чтобы сделать правильные шпангоуты. Этот вопрос я решил с помощью найденных чертежей Ла-7 для постройки большой бальзовой модели (на сайте ).

Электроника, ТТХ и видео - в конце статьи. Все картинки кликабельны и доступны в большем размере, если нужно.

Начал я с фюзеляжа.  

 

 

 

 

 

 

 

Эти штырьки для лучшей фиксации моторамы (без них было бы не менее прочно, но мне всегда хочется перестраховаться).

Сама моторама из двух склеенных кусочков линейки, т.к. куска фанеры у меня не было. По этой же причине моторама состоит из двух слоев - линейки клеятся на квадратный кусок пластика, чтобы винты вкручивались в мотораму надежнее.

Почему такая странная форма деревянной части моторамы - будет видно дальше.

Фюзеляж пока откладываем, займемся хвостовым оперением. Оно делается из двойной потолочки. Кромки я сошкуривал до склеивания половинок между собой, просто зафиксировав скотчем:

Руль высоты я делал с осевой аэродинамической компенсацией, как на оригинале, но не совсем пропорционально. Для этого части стабилизатора, где будут петли, должны несколько выступать назад, вдаваясь вглубь РВ.

Навеска рулей - на двустороннем скотче (я всегда клею два слоя подряд, т.к. одим мне кажется совсем тонким). Не забываем и про синхронизатор между половинками РВ, его я сделал из канцелярской скрепки. Чтобы его не вырывало из потолочки, края его лучше также прихватить площадками из двухстороннего скотча.

По размаху стабилизатор усиливаем вклеиванием бамбучины и затем приклеиваем вторую половинку.

Получаем такой РВ с компенсаторами:

Далее черед вертикального оперения. Его также усиливаем зубочисткой и куском бамбучины.

 

 

 Далее все заклеиваем, принцип тот же.

 

 

Теперь переходим к сборке крыла. Лонжерон у меня потолочно-линейчатый. Делаем V-крыла, как на оригинале. Деревянная часть склеивается из трех кусков линейки.

 

Второй лонжерон потоньше и короткий, нужен, в основном, для поддержания V-крыла и  увеличения прочности при склеивании двух половинок обшивки.

 

 Вырезаем две половинки крыла и приклеиваем по одной полоске потолочки по передним и задним кромкам.

 

Прикливаем лонжероны по размеченным линиям сначала к одной половинке, потом к другой, одновременно промазывая стыки обшивки в месте их соединения. Получаем такую заготовку крыла:

 

Добавляем нервюры:

 

Ну, и приклеиваем обшивку, притягивая по очереди половинки крыла скотчем к ровной поверхности и придавливая все это в нужных местах книгами. Особенно важно придавить заднюю кромку, чтобы между верхней и нижней обшивкой сзади не было щелей (на фото книг уже нет).

 

 
Снова возвращаемся к фюзеляжу. По бокам от моторамы прорезаем отверстия для обдувки аккумулятора и регулятора, которые располагаются в отсеке позади моторамы.

 

Крыло спереди будет вставляться штырем в прорезь, а сзади - притягиваться винтом. Поэтому место под штырь в нижней части фюзеляжа укрепляем:

 

 Решил также сделать отверстия для выхода входящего спереди воздуха наружу (в оригинале это - створки выхлопа от двигателя):

Делаем штырь на крыле с соответствующим укреплением:

В задней части крыла укрепляем место ввинчивания винта. Для этого я вклеивал пластинку из пластика, дополнительно усиливая деталями из бальзы и промазывал это хозяйство поксиполом:

Отверстие под штырь в передней нижней части фюзеляжа:

В фюзеляж вклеиваем две гайки под винт. Для этого я приклеил изнутри пластинку из 2,5-мм бальзы, а чтобы она не прогибалась при затягивании, поперек фюзеляжа приклеил на бальзу еще 8-мм бальзовый уголок. Внутреннюю гайку клеил на поксипол.

Наружную гайку клеил термопистолетом и фиксировал по бокам и сверху бальзой:

В передней части фюзеляжа я добавил полушпангоуты, для более прочной фиксации обшивки:

Также я добавил бальзовые стрингеры в нескольких местах, идущие, однако, не по всей длине фюзеляжа, здесь это видно:

Хвостовое оперение встало на свое место:

Убеждаемся, что все ровно:

Элероны я решил сделать небольшими, но все же большего размера, чем на оригинале. Крепление в крыло - на "классических" петлях из нитки (пластиковыми я тогда еще не пользовался):

Сервомашинки в крыло я ставлю боком, чтобы из крыла торчали только качалки. В этом случае придумал такие крепления (впоследствии для других самолетов придумал гораздо более простую схему):

Сервы внутри фюзеляжа я обычно креплю вот в таких домиках:

Удобство всех этих конструкций в том, что сервы можно всегда открутить.

Прорезаем верхнюю часть фюзеляжа в районе будущей кабины. Здесь будет доступ к сервомашинками хвостового оперения:

Начинаем клеить обшивку. У меня это был первый опыт в изготовлении объемного фюзеляжа из потолочки, в некоторых местах пришлось "попотеть", но в целом сильных затруднений это не вызвало. Прежде чем гнуть любую часть обшивки, с внешней стороны ее нужно обклеивать скотчем, чтобы не лопнула. А в местах изгиба изнутри нужно аккуратно продавливать многочисленные линии, я это делал ребром минусовой отвертки.

Перед полной зашивкой задней части фюзеляжа устанавливаем тяги к хвостовым рулям. Я делал их из 1-мм проволоки ОВС, в местах пересечения обшивки и шпангоутов проволока проходит в боуденах из коротких кусочков от ватных палочек.

Особо трудные и большие куски обшивки я при сгибании прогревал феном, чтобы лучше зафиксировать их форму, так приклеивать их значительно проще:

Приклеиваем обшивку в передней части и получаем такой вот бочонок:

Оформляем "воздухоотводы":

Ошкуриваем всю тушку, вот так она выглядит в предварительной сборке (еще без зализов крыла):

Снизу отверстие для доступа к аккумулятору, регулю и приемнику. Специальных люков я делать не стал, единственное небольшое неудобство - для замены аккума надо снимать крыло, но это сделать очень быстро.

Да, еще одна важная часть - капот. Пеноплекса в то время у меня еще не было и в помине. А пенопласт, который был, показался слишком мягким и нежным. Поэтому капот я решил делать, склиевая между собой "блины" из потолочки. Все это хозяйство ошкурил на дрели, в итоге получилось неплохо:

Внутри прорезал отверстие и тоже его ошкурил. Крепится капот на магнитах, которые вклеиваются в бальзовое кольцо, а положение фиксируется четырьмя штырями из бамбучин. На фюзеляже делается ответное кольцо с металлическими пластинками (из кофейной банки) и ответными отверстиями под штыри:

Так капот предварительно смотрится на фюзеляже, который уже частично оклеен тонкой бумагой на ПВА (на тот момент нашлась только оранжевая =) ):

После оклейки и по возможности выравнивания всех неровностей слоями бумаги и ПВА (разведенного водой), фюзеляж как следует ошкуривается, и дальше в дело вступают краски:

В качестве цветовой схемы использовал фото музейного образца Ла-7, на котором летал Иван Никитович Кожедуб, легендарный советский летчик-асс, летавший на нем во время Великой Отечественной войны.

Правда, звезд и орденов на самолете я так и не нарисовал, к сожалению...
В отличие от этой окраски я однотонный темный цвет заменил на серо-зеленые пятна в стиле "хаки":

Пришлось поработать над цветами, смешивая разные краски, и подобрать нужные мне зеленый, серый и голубой цвета.

На этих фото покрытие еще матовое. Но после полной окраски я покрыл весь его двумя слоями акрилового глянцевого лака, выглядеть стал ничуть не хуже, тут он уже с коком и куском "кресла" в кабине пилота:

Как не сложно заметить, у самолета все еще отсутствует фонарь кабины, болванку я под него сделал давно, но собраться с мыслями, чтобы изготовить фонарь и его крепление к фюзеляжу, никак не могу. Так и летал без фонаря...

Спасибо за Ваше терпение, если Вы домотали все фотографии до конца. Здесь я выкладываю видео первого полета.

Конечно, для второй модели это не самый удачный выбор. Хотя поскольку у меня полет состоялся больше чем через год от начала постройки, я успел до этого полетать еще на трех моделях, самой нетривиальной и капризной из которых оказалось летающее крыло. Так что некоторый опыт в пилотировании не-тренеров у меня уже был. Самолет получился очень резвым и быстрым, временами мне было трудно справится с управлением, тем не менее за все три полета он вернулся на землю только три раза и не разу не встретился с планетой "по ошибке" :) Свой навык я еще налетаю и обуздаю его за лето как следует.

Характеристики модели такие:

- размах 82 см
- длина с коком 72 см
- площадь крыла 9,2 дм2
- полетный вес 570 г
- нагрузка на крыло 62 г/дм2

 
Электроника:

Кок был с цанговым зажимом, но я его приспособил под крепление на обычный с резинками, чтобы обезопасить винт при падениях (как показала практика - не напрасно).

Очень понравилось, как звучит в полете этот мотор, звук просто супер по сравнению с 2205С.

На 3 банках движок выдает на стенде тягу в 600-650 г, при токе в 13-14 А. Тяговооруженность получается немного более единицы, для "веселых" полетов хватает :)

Спасибо за просмотр!

С уважением,
Илья


Источник: http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/1595/





Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками

Модели из потолочки своими руками