Как сделать сани из деда мороза


Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза



Дед Мороз

Дед Мороз

Дед Мороз — это вымышленный герой, главный сказочный персонаж

на

, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в

— олицетворение морозов, кузнец, сковывающий воду. Ездит на тройке лошадей.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в были отмечены первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы

русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При упоминались «старый Рупрехт» (1861),

Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились.

В 1886 году было впервые отмечено «Морозко», и к началу ХХ века уже сложился знакомый Деда Мороза. В иллюстрированном переводе Валерия Каррика

о Морозко стала знакомой и англоязычным читателям. Там Морозко выступает под именем «Король Мороз» ( King Frost).

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. После революции он, вместе со всеми рождественскими

, подвергся гонениям. Окончательное изгнание Деда Мороза произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 1935 года член ЦИК СССР, соратник , Павел Петрович Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. По всей стране начали проходить новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Так начал создаваться каноничесий образа Деда Мороза, постепенно заменивший наиболее любимый (особенно детьми) в дореволюционной России . Официальное торжественное возвращение Деда Мороза как обязательного праздника Нового Года окончательно произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. В первом в Харьковском Дворце пионеров (был открыт в 1935 году) — 1935 прошла первая в СССР новогодняя ёлка (детский утренник). В январе 1937 года Дед Мороз с неразлучной (обычно изображаемой в белой или серебристой шубе) приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов

Дед Мороз и Снегурочка

Встречаются уменьшительно-ласкательные варианты названия Деда Мороза — «Дедка Морозка» или «Дедко Морозко». Например, в воспоминаниях Корнея Ивановича Чуковского: "К вечеру Мурка по-своему распорядилась мифом о «Деде Морозе». Она устроила ёлочку для своих кукол, маленькую, вершка в полтора, и сказала им, что эту ёлку принёс дедка Морозка, «за то, что они были хорошие»".

Мороз (Морозко) — славянское божество (природная ), повелитель зимнего холода. Мороз — сын Мары-смерти и мудрого Велеса. Издавна восточные славяне представляли его низеньким старичком. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замерзшие слова. А — снежные облака. Супруга Мороза — сама . Помощники — Мароссы (Трескуны). Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука сковывались реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы — непременно бревно треснет. Очень Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец. С по Мороз так силён, что даже

перед ним робеет.

Образ Мороза нашёл своё отражение в русских , поговорках и . Только тогда не он дарил подарки, а, наоборот, ему. Например, в сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, или как даритель при правильном сказочного героя. Дед изображал несколько , например, восточнославянского духа холода — Деда Трескуна (он же Студенец). Насылал на трескучие морозы. Те, в свою очередь, губили и портили урожай, и иногда даже людей и животных. Славянам этого не нужно было, вот они и пытались от него откупиться и накануне Рождества (и ). Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть, Мороз, Мороз! Не бей наш овес». И перечисляли злаки и растения, которые Мороз не должен был «побить». Так пытались они каждую зиму их умилостивить; просили мороз, чтобы все в семье , а дома все в порядке. А пекли сорок колобков и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них.

Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем . Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому и Чистый четверг было принято совершать «кликанья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей: блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце.

В прошлом нашей страны, тогда еще Руси, древние славяне зимой надевали шубы наизнанку и страшные маски, это были колядующие. Они изображали духов. Ходили по

, стучали в окна к соседям, а те им угощение выносили. Духи, как верили наши предки, могут быть добрые и злые. А не одаришь колядующих, а особенно самого страшного из них — Деда, быть в доме беде.

Дед МорозСлавяне издревле верили в Мороза (он же Мороз Воевода) — персонажа

. И внешностью, и одеждой этот хозяин снежного царства напоминал современного Деда Мороза. Один из самых древних прообразов Деда Мороза встречается в русских народных сказках, русской

( " Северного полюса", карело-финский

"Калевала"). Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в знаменитой

«Мороз — Красный », где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек. Кроме этого, в

«Снегурочка» и поставленной на ее основе одноименной

Дед-Мороз — и жестокий старик, воплощение зимы.

В литературную традицию Дед Мороз вошел в 1840 году, с

сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» Владимира Федоровича Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней была впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ был ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. «Добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает, а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко были превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Своеобразный

языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза, сначала он собирал жертвоприношения, воровал детей и уносил их в мешке. Однако со временем — всё стало «с ног на голову», и, под влиянием традиций, Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Вот такая вот метаморфоза произошла с того времени.

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома , поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий.

Дед МорозВ начале 1991 года были созданы ЗАО "Дом Деда Мороза" и ТОО "Почта Деда Мороза", зарегистрированы соответствующие

.

В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе.

По инициативе бывшего Юрия Михайловича Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект « — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза — . Эту дату ему придумали дети: близко к этому дню в Великом Устюге, по , ударяют первые сильные морозы, и наступает настоящая зима.

1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды; разработаны специализированные автобусные путешествия. За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч человек. По заявлению бывшего

Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз, снизилась

.

В конце 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске (Северный полюс). Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска».

Ситуацию с несколькими общероссийскими («общенациональными») Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Великом Устюге, и Лапландии. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.

Усадьба Деда Мороза в Великом Устюге

Усадьба Деда Мороза в Великом Устюге

«Коллеги» Деда Мороза

На территории Российской Федерации известны «коллеги» Дедов Морозов других народов. Например, в Калмыкии «снежного дедушку» зовут Зул, на Ямале — Хабэчи Завьюжный, в Алтайском крае — Соок-Таадак, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в с ливвиковского диалекта карельского

Морозец). Этот герой довольно далёк от привычного образа. В отличие от большинства новогодних персонажей он очень молодой (средних лет) и озорной, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме. Его день рождения — . О существовании Паккайне специалистам стало известно совсем недавно, так что этот персонаж молод и в прямом и в переносном смысле.

Эhээ Дьыл ("Дед Дьыл") Саха (Якутия) живёт на самом "Полюсе Холода", в районе посёлков Оймякон и Томтор, где температура в зимнее время опускалась до -71,2 градусов . Имеет целую семью помощников: его Кыhын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyhyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. У него двое внучат: старшая внучка — Хаарчаана, покровительница снега, и младший внук — Тыалчаан. Из "живности" у Деда Дьыла один только бык, но зато какой! Каждую этот бык выходит из ледовитого океана и до середины зимы отращивает свои рога. Чем выше рог — тем ниже опускается столбик термометра. С середины рога у быка постепенно отваливаются, а к марту и сам он гибнет под палящим солнцем.

Аманат «Кыш Бабай Белэн Бергэ Дед Мороз Идет»

Дед Мороз в РПЦ

Отношение Русской Православной к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным. В своих истоках Дед Мороз — это языческая сил природы (зимы и мороза), волшебник, а это противоречит учению. С другой стороны, это прочно установившаяся русская культурная традиция. По словам зампредседателя Отдела внешних

связей Московского

иеромонаха Филиппа, усиление «культа» Деда Мороза и Снегурочки во время празднования Нового года является «нездоровым неоязыческим проявлением». Менее строго высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции». В 2001 году Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если в «официальной » Деда Мороза будет указано, что он принял .

Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда ( бурь и непогод), Зимника и Корочуна (или Карачуна). Ряд славянских

считал своим прародителем-Дедом бога грома и молнии Перуна. «Дед захочет — наступает день, захочет — ночь», — приговаривали они. Но были у них и более свирепые прародители. Позвизду ничего не стоило наслать на славянскую землю стихийное бедствие. Ведь стоило ему головой тряхнуть — крупный град сыпался, полами одежды потрясти — снег хлопьями валил, плащом взмахнуть — сильный ветер все на своем пути сдувал. А свита его это бури и ураганы.

Зимник, седой длиннобородый старик небольшого роста, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках оставлял жестокую стужу везде, где проходил. А под землей повелевал морозами Карачун. Он сокращал . Три этих «лютых Мороза» — персонажи древнеславянских сказаний.

В Новогоднюю ночь дети и взрослые с нетерпением ждут подарка от Деда Мороза. А к некоторым счастливчикам Дедушка даже в гости приходит.

Внешность и одежда Деда Мороза

Во внешности Деда Мороза множество нюансов, не зная которых, легко принять за волшебника того, кто им вовсе не является. Дед носит длинную седую почти серебристую (белую) бороду: она у него, как и , густая. Волосы и борода обозначают могущество, , благополучие и богатство. Это, пожалуй, единственные детали образа Деда Мороза, не претерпевшие изменений до сегодняшнего дня. Сегодня Главного русского Деда изображают с белоснежной бородой.

У Деда Мороза также есть седые (в современной интерпретации — белые) усы, плавно перетекающие в бороду. Но обязательно настоящие. Издавна считалось, что нос у Деда действительно красный. Отморозил: подарков-то вон сколько надо развезти! Сегодня про эту деталь образа нередко забывают, и Дед Мороз нередко появляется с нормальным носом.

Белые у Деда Мороза и рубашка и брюки изо льна, украшены белым геометрическим орнаментом. Такой наряд символизирует чистоту.

Дед Мороз первоначально изображался в голубой, синей, красной или белой шубе. Шуба должна быть красного . Также она должна быть длиной по щиколотку или голень, расшита серебром с традиционным орнаментом (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и др.) и оторочена лебединым пухом. Допускается (хотя и не желательна) замена пуха белым мехом. Сегодня в

несколько другая цветовая гамма: синий, зеленый.

Про орнамент не говорят почти ничего: снежинки — символ Нового года. Вместо серебра нередко используют дождик и мишуру. Длина тоже произвольная: шубы зачастую открывают голень и ошибочного красного цвета брюки. Никаких ярко выраженных пуговиц на шубе российского Деда Мороза быть не должно.

Шуба, возможно, имеет внутренние пуговицы или крючки. Также имеется пояс: белый с красным орнаментом, символ связи предков и потомков. У Деда Мороза на шапке — рога (даже целая голова быка), символизирующие власть, плодородие и счастье. Рога — это всего лишь треугольный вырез на части Дедморозовского головного убора. Шапка должна быть под цвет шубы, то есть красная. Иногда ее заменяют месяца — лунницей (месяц тоже рогат). Головной убор должен быть расшит серебром и

(допустима замена его стеклянными алмазами и самоцветами). Несмотря на то, что он должен быть полуовальной формы, сегодня российского Деда Мороза пытаются наградить шапкой Мономаха (правильной полукруглой формы). Круглая шапка — это царский головной убор.

Раньше Дед Мороз носил не современные варежки красного (синего, зеленого — зависит от шубы и шапки) цвета, а белые, расшитые серебром трехпалые перчатки или варежки — как символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.

Дед Мороз носит обувь большого размера, поскольку ходит исключительно в сапогах (когда тепло) и валенках (когда заморозки). Сапоги — серебряные или красные, шитые серебром. Носки у них приподняты, небольших размеров каблуки скошены, а могут и вовсе отсутствовать. Валенки — белые, шитые серебром. Белый цвет и серебро — символы

, святости, севера, воды и чистоты.

Посох Деда Мороза сделан из хрусталя или посеребренный под хрусталь, что серебрят — не уточняется, может, и дерево, с серебристо-белой витой ручкой. В старину посохом Дед Мороз раздавал тумаки непослушным детям.

Дед Мороз умеет практически всё — на то он и волшебник! Он постоянно что-нибудь мастерит; будь то подарки для ребят или же просто

праздников у ёлки. А иногда совершенно неожиданно придумывает волшебные истории и песенки. Дедушка Мороз льдом речки покрывает, чтоб красиво зимой было и ребятня на коньках покататься могла. Стукнет своим волшебным посохом — и вот уже целая ледяная панорама готова. И сам Дедушка не прочь покататься. Он вообще любит спортивные мероприятия и всем желает не отставать!

На Дед Мороз читает и современную литературу, и не очень. Но милее всего ему новогодние детские сказки, в которых он каждый раз находит что-нибудь интересное. А главное — Дед Мороз обожает дарить волшебство.

Дед Мороз с оленями

Предки Деда Мороза в разных странах

В разных странах предками Деда Мороза считают жонглеров, продавцов . У разных народов существуют свои новогодние и рождественские персонажи — аналоги русского Деда Мороза.

В ,

, Великобритании и странах Западной

его зовут Санта-Клаус (Santa Claus). Он одет в красную одежду: курточку, отороченную белым мехом и шаровары. На голове носит высокую конусообразную шапку — красный колпак с помпоном, длинные волосы. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом. В последние годы Санта стал вести и даже отказался от своей традиционной трубки. Путешествует он на тройке оленей, в дом проникает через дымоход, а подарки подбрасывает в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Первое литературное описание образа Санта Клауса принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus".

Финский родственник новогоднего деда Йоулупукки выглядит почти так же (потому что именно Санта является эталоном моды для всех Дедов Морозов мира).

Финская Рождественская песенка «Joulupukki - (Дед Мороз Финляндии)»

В Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.

В и на Кипре все с нетерпением ждут подарков от Святого Василия и пишут ему: "Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желанья, да будет славно рождество".

В торжества начинаются со дня святой Лючии () — праздника света. Затем следует пришествие Баббо Натале — местного Деда Мороза (), который оставляет свои сани на крыше, проникая в дом через трубу (крыши жителям этой страны рекомендуется почаще чинить: подарков много, а сани очень тяжелые). Традиционно принято оставлять для него и . И заканчивается все это появлением Бефаны — маленькой смешной старушки-, которая разносит детям всевозможные сладости — в праздник Епифании. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола или уголек.

очень любят эту ведьму с , крючковатым носом, одетую в остроконечную шляпу, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки.

Бефана носит на спине мешочек с шоколадом и угольками и передвигается с крыши на крышу пешком, на метле или на лошади. По древней легенде, в Италию она попала случайно, но ей там понравилось, и она решила остаться навсегда. Ее родиной считают Вифлеем. Как-то раз она встретила Волхвов, спешивших с подарками к новорожденному младенцу . Она захотела отправиться с ними, но получила отказ. Вместо этого ей было предложено пойти по свету и одаривать подарками всех послушных ребятишек.

В можно сфотографироваться с этой очаровательной дамой и если вы знаете итальянский, сможете с ней даже поболтать! В канун Нового года именно по настоянию Бефаны не лишенные

итальянцы расправляются со всяким старьем, накопившимся за год: одеждой, посудой и мебелью. Они выбрасывают все это прямо из окон, с любопытством следя за реакцией прохожих. Поэтому, оказавшись на Рождество в Италии, не подходите близко к жилым домам.

В Турции, которая с новой силой включилась в спор за право называться родиной Деда Мороза, подарки дарит Святой Николай, епископ Мерликийский ("Ноэль Баба"). Прообразом всех новогодних персонажей считают именно его. Также он является покровителем похищенных и потерянных детей, его называют гонителем зла, чудотворцем.

В далеком прошлом, в 300 году IV века нашей эры, в Турции в городе Мира жил архиепископ Николай. Как-то встретил он в городе трех

. Красивых, но заплаканных. «У нас нет на приданое, поэтому мы не можем за любимых», — объяснили красавицы сквозь слезы, когда отец Николай поинтересовался причиной настигшего их горя. Он сам проникся к девушкам симпатией и решил им помочь. Николай отправился к своим давним знакомым – торговцам. Рассказал им всё как есть. Торговцы хоть и были людьми богатыми, но свои на

не обменяли. И помогли они отцу Николаю. Девушки получили по мешочку с золотом каждая в приданое. И были три — одна краше другой. И каждый в городе Мира узнал эту историю. С тех пор Николая стали величать Святым, а когда кто-то получал неожиданный дар, считали, что это он постарался. До настоящего времени имена торговцев не сохранились: в том, что произошло это чудо, есть и их заслуга. А девушки, имен которых мы не знаем, напоминают легенду. А магическое число три? Поистине волшебная история.

По другой версии этой легенды Святой Николай шел по городу и увидел в окне дома разорившегося купца (или бедняка) трех его плачущих дочерей. Назавтра отец должен был продать их в . И Николай подкинул им в дымоход (в их башмачки, которые сушились у камина) ночью три кошелька (мешочка) с золотом. Благодаря этому у девушек появилось приданое, и они вышли замуж. По третьей — оставил золотые яблочки на камине в доме приютившей его семьи.

Существует и другая версия. Мальчик Николай был круглым сиротой и воспитывался в доме богатых родственников. Но он видел, как живут бедные люди, и очень хотел им помочь. И вот он собрал немного еды и одежды и оставлял на крылечках бедняцких лачужек. Однако сам он не хотел, чтобы знали, кто это делает. И долго ему удавалось оставаться незамеченным. Но когда раскрылась, день Рождения Святого Николая, , стал праздником. Именно в этот день, люди верят, он спускается с небес на землю, чтобы подарить подарки детям. Легенд разных много, но истина одна — именно Святой Николай является первым в мире Дедом Морозом. А уж все остальные наши Деды появились потом.

Маленькие узбеки в новогоднюю ночь ждут Корбобо (Qorbobo, дословно "Снежный Дед" или Дедушка Мороз; Кор — Мороз, Бобо — Дедушка). В преддверии новогоднего праздника он приезжает в

к своим юным друзьям на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками, в сопровождении внучки Коргыз. Одет он в полосатый халат и красную тюбетейку — одежду скотовода.

В Чехии и Словакии два новогодних персонажа — Микулаш и Ежишек. Ежишек — это чешское имя младенца Иисуса. Микулаш приходит в ночь с на , накануне дня Святого Николая. Внешне похож на Российского Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Подарки он приносит в заплечном коробе, сопровождает его в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью, а озорников — или куском угля. Поляки считают, что у Микулаша есть дочка по имени Снежинка, но в новогодних странствиях отца она участия не принимает: ей положено сидеть дома и вязать для земли снежный покров.

Увлин Увгун (Монголия) — великолепный скотовод, пастух, а потому и на праздник он приходит в традиционной монгольской одежде скотовода: в мохнатой шубе и большой лисьей шапке. Ведь с на монголы отмечают ещё и день (ночь) скотовода. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках — длинный кнут. Помогают ему по хозяйству Зазан Охин (девочка снег) и Шина Жила (мальчик Новый год). Они же сопровождают его в Новогоднюю ночь.

Шведам и датчанам несказанно повезло: у них целых два Деда Мороза. Сутулый дед с шишковатым носом — Юлтомтен (Юль Томтен, Юль Темтен, Йолотомтен, Юлеманден) живёт в заповедном лесу, окружённом живописными озёрами и долинами. В сотворении рождественских чудес ему помогают снеговик Дасти, озорные мыши, с принцессой, ведьмы, Король со Снежной Королевой и вездесущие эльфы, которые дни и ночи проводят в своей маленькой шахте, постоянно добывая золото для ёлочных украшений и подарков. Когда приедете к Юлу Темтену в гости, смотрите под ноги, не наступите на , которые постоянно снуют по лесным тропинкам (в рождественскую ночь приготовьте для них что-нибудь вкусненькое). Когда бьют полночь, шведы бросают

, дудят в дудки, кричат, шумят.

Карлик Юлниссаар (Юлениссе) — маленький старичок, который живет в лесу и ездит на тележке, запряженной лисами. Целый год он живет в избушке и мастерит рождественские подарки, а в декабре перебирается поближе к людям и поселяется в

, выступая в роли : помогает хозяйке в праздничных хлопотах, следит за животными и детьми. Одет Юлениссе как : деревянные башмачки, штанишки до колен, блуза, жилет, гольфы и неизменный колпак. И тот, и другой Деды Морозы под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.

Во тоже два Деда Мороза. Одного зовут Pere No`el Пэр-Ноэль, что означает "Отец Рождество", по-русски — "Дед Январь". Он добрый и приносит детям в корзине подарки, облаченный в широкополую шляпу и опирающийся на трость (). Второго зовут Пэр-Фуэттар (буквально «Дед с розгами» или Шаланд (Chalande)). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны для непослушных и ленивых детей. Он никого не бьет, но следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пэр-Ноэль. Чтобы задобрить Шаланда, дети поют ему песенку: "К нам пришел Шаланд, В остроконечной шапке, С соломенной бородой. Теперь у нас вдоволь орехов, И вкусных булочек, До самого Нового года!"

Святой Шаланд также приходит к детям в Савойе.

В Деда Мороза называют Father Cristmas ("Рождественский дед", "Батюшка Рождество"). Сегодня его также называют Рождественский отец. Обладает смесью черт Св. Николаса и богов Тора и Сатурна. Он носит , украшенную плющом и падубом. Для хороших детей у него есть мешок игрушек, для плохих — хлыст. Будете в Великобритании — обязательно напишите Отцу Рождество письмо с перечислением того, что хотите получить в подарок, и бросьте это письмо в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению.

В мусульманские страны в начале приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс, обвитый зеленым шарфом. Носит он красный колпак и зеленый халат, на котором вышиты цветы.

В Бельгии и Польше также ждут подарков от Святого Николая, от его близкого родственника. Как гласит легенда, он оставил в приютившей его семье золотые яблочки, подбросив их в башмачки, стоявшие у камина. В рождественскую ночь он появляется верхом на коне, облачённый в митру и белую епископскую мантию, в сопровождении верного слуги-мавра по Чёрный Питер, который несет волшебный мешок с подарками для послушных ребятишек и розги для озорников.

В Норвегии есть Юлебукк. А еще там есть Ниссе — карликовые «Деды Морозы», маленькие домовые. Носят вязаные колпачки и любят вкусненькое. Перед тем как ложиться спать в новогоднюю ночь, норвежские детишки оставляют им угощение: вешают за окно кормушки, полные пшеничных зерен, а в ясли, для лошади или жеребенка, ставят миску с овсянкой, чтобы приходящий с подарками гномик — nisse — тоже мог подкрепить свои силы.

Для жителей столицы Нидерландов Амстердама основное новогоднее — это появление местного Деда Мороза, Святого Николая (Sinter Klaas, Сандеркласса или Синтер Клааса) в городском порту. Гость прибывает в страну в первых числах декабря, морем, через Роттердам. Встречают его в крошечной рыбацкой деревушке Монникэндам не только простые горожане, но и городские власти, в том числе и мэр столицы. И все последующее предновогоднее время голландские детишки стараются не шалить, дабы заслужить у Николая и его слуги по прозвищу Черный Пит (или Петер) долгожданные подарки. В этой стране праздничные торжества проходят весьма традиционно, если не считать обязательных катаний на городском катке, построенном специально на период праздников. Подобный каток существует в Копенгагене, и многие датчане специально приезжают в столицу семьями, чтобы «опробовать лед». Подарков дети в Голландии ожидают под утро в своих деревянных башмачках, в которые они с вечера кладут и сено.

В Стране Басков Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканную одежду и носит с собой фляжку хорошего

вина.

Дед Мороз — Папа Ноель — оставляет подарки на балконе. Кроме него, к жителям Испании и Латинской Америки приходят короли-волшебники Мельхиор, Гаспар и Бальтасар (или Мельчор, Каспар и Валтасар).

На Кубе новогодний праздник называется День Королей. Накануне дети пишут им письма, в которых рассказывают о своих заветных желаниях. В основе этой традиции лежит церковное сказание о поклонении волхвов младенцу Иисусу: Каспар, Мельхиор и Валтасар пришли тогда с дарами в Вифлеем, посмотреть на божественного новорожденного.

в XIX веке рассказывали о Деде — добром старце, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. На Украине Дед Мороз (укр. Дід Мороз) известен, но своей официальной резиденции не имеет. Есть , что этот привнесённый из России советизированный образ покровителя праздника Нового года по новому стилю подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника святого Николая (укр. святий Миколай). Это он, а не Дед Мороз, приносит в ночь с на детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку. Также указывают, что до календаря Новый год приходился на древний праздник Меланьи (укр. Маланка) и имел иную атрибутику и

.

Отрицательно к Деду Морозу относится и Украинская грекокатолическая церковь. Украинская писательница Лада Лузина считает нападки на Деда Мороза как на незваного пришельца несправедливыми. В своём она напомнила о древних славянских корнях Деда Мороза и в заключительной части написала: "Так же, как языческий бог Позвизд, Мороз рассекал небосвод и сыпал снег на землю. Так же, как бог зверья Велес, он оберегал и холил всех лесных птиц и зверей, активно помогавших ему в любых начинаниях. А кроме того, летал на ракете в , как бог новой эпохи , водружал флаг СССР на Северном полюсе, как . А в 1944-м грозный Мороз с ружьём в руках гнал прочь фашистов…

Так стоит ли попрекать его за это? Если он и впрямь дух наших прадедов, он прожил такую же жизнь, как и наши деды".

В Белоруссии Дед Мороз (белор. Дзед Мароз) теперь имеет свою официальную резиденцию. 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща» приветствовал в своей усадьбе первых гостей белорусский Дед Мороз со Снегурочкой. С тех пор Дед Мороз круглый год, а не только под Новый год, сердечно встречает гостей в своих владениях. За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира.

Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, , ведёт здоровый образ жизни и не страдает полнотой. Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был Вячеслав Семаков, заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней

Деда Мороза он написал

«Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его

» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой). Общая площадь сказочного поместья составляет 15 гектаров. В поместье имеется отдельный домик для Снегурочки, Сокровищница (белор. Скарбніца), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и

Деда Мороза. На территории резиденции в национальном парке произрастает самая высокая в Европе сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет.

Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. Филиал почтового ящика Деда Мороза находится в минском парке имени . Белорусский Дед Мороз имеет свой собственный , на котором можно увидеть некоторые детские рисунки, присланные в подарок Деду Морозу. Дед получает 1,5 тысячи писем ежедневно и почти на все послания с обратным адресом отправляется ответ. С 2011 года Белорусская железная дорога организовала праздничный вагон в Поместье Деда Мороза в Беловежскую пущу, которая курсирует с . Создание в пуще на месте бывшего зубропитомника Поместья Деда Мороза нарушило экологическое законодательство Республики Беларусь и привнесло в заповедный реликтовый лес чужеродные ему элементы садово-паркового дизайна, а также послужило причиной сильного беспокойства для пущанской популяции зубров.

Известно также, что в Казахстане Деда Мороза зовут Аяз-Ата. В Румынии — Мош Джарилэ (он очень похож на нашего, российского Дедушку). В Молдавии — Мош Крэчун (Mos Craciun). В Колумбии — Папа Паскуаль, в Японии — Одзи-сан ("Санта Одзи-сан"), — Шань Дань Лаожен (или Шо Хин, Дун Че Лао Рен (Дедушка Рождество)) кладет подарки в чулки, в

— Дядо Мраз, на Гавайях — Канакалока, в Камбодже — Дед Жар, в — Сильвестр, у западных славян — Святы Миклаус ("Святой Миклаус"), в Бразилии — Папа Ноэль. Вайнахтсманн (Weihnachtsmann), или, как в сказках, Ниманд (Никто), приходит к немцам и голландцам. Дети сваливали на него вину, когда шалили или что-нибудь ломали. По другой версии, в

Деда Мороза называют Санта Николаус.

Дед Мороз в кинематографе и мультипликации

В формировании образа Деда Мороза важную роль сыграл советский (1930-х годов) и российский

, согласно и мультфильмам, Дед Мороз обычно жил на Северном Полюсе. Морозко в советское время популяризирован фильмом «Морозко» (1965) Александра Артуровича Роу. Роль Морозко исполнил Александр Леопольдович Хвыля.

Художественные фильмы

  • «Снегурочка» — Пётр Евдокимович Никашин, советский актёр и директор картин;
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) — роль Деда Мороза исполнил Игорь Константинович Ефимов, советский и российский актёр, Заслуженный артист РСФСР;
  • «Чародеи» (1982) — в костюм Деда Мороза переодевается Киврин ().

Мультфильмы

  • «Дед Мороз и серый » (1978);
  • «Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983);
  • «Маша и Медведь» (мультсериал, с 2009) — в серии «Раз, два, три! Ёлочка, гори!»;
  • «Ну, погоди!», новогодний выпуск (1974), режиссер ;
  • «Белка и Стрелка. Озорная семейка» (мультсериал, 2012) — 1 сезон 3 выпуск 6 серия «Настоящий Дед Мороз». Изображён Дед Мороз у собак.

Песни про Деда Мороза

А. Пинегин - А. Усачев «Дед Мороз, и Пес» «Ну Дед Мороз, погоди», исп. , из м/ф "Ну, погоди" Ура, приехал Дед Мороз «Новый Год ждет», исп. Вера Брежнева, Настя Каменских; Новогодняя ночь на Первом 2009 «Новогодняя», исп. гр. «Дискотека Авария» «Песенка о Лете»; из м/ф «Дед Мороз и Лето» «Дед Мороз всю ночь колдовал», исп. М. Петромаева; музыка и слова: С. Елизарова «Шёл по лесу Дед Мороз» — «Это Новый Год» «Ты пришёл к нам в гости Дед Мороз»

Дед Мороз и Снеговик

Значение имени
Источник: http://to-name.ru/biography/santa-claus.htm


Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза

Как сделать сани из деда мороза